і всеукраинская олимпиада по русскому языку 9 класс

всеукраинская по олимпиада класс языку русскому і 9.

Олимпиада по русскому языку 9 класс. Олимпиада по русскому языку 9 класс с ответами. Лишь один над мёртвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами, О вешних днях лепечешь мне как друг. Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями Стоишь один и помнишь теплый юг. В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что.А.Фет на произносил в конце слова на месте «г» звук [х]. Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте. Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог. Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти.

Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог. В известном стихотворении Пушкина «Пророк» имеются такие строки: И внял я неба содроганье, И горних ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И (дольней) (лозы) (прозябанье). Что же означает выделенное словосочетание?

Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения. Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава. Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками. В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы? 1) Опёнки.

2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок. Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом -онок- (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята = опёнок : опята. 3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь. В современном русском языке слово тучный встречается в значении «жирный, упитанный, богатый». Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает? Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро: Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона. Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном видНарушен порядок слов, что привело к искажению содержания. Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи. Современное членение Историческое членение по-одаль по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок без-дарь без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь жив-ость жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый зараз-а за-раз-а; ср.

заразить, поразить. Отскакивает мгла от окон школы, звонят из-за угла колокола Николы. И дом мой маскарадный (двуличья признак!) под козырек парадной берет мой призрак. Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма брать под козырек, и особенно ощутимым он становится на фоне контекста, не перегруженного иными стилистическими приемами. Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение «А почему бы и не так?» Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется не, а не ни? Приведите аналогичные примеры. В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицаниК таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин). Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов? Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок. Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность? Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка. 1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку. 2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря 3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.

Для чего предназначены такие словари? 4.

Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров.

Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом. 5. Большой сводный академический называется: «Словарь русских народных говоров». Реферат: Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературМинистерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины Управление образования и науки Одесской областной государственной администрации Одесский областной институт усовершенствования учителей Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе І (заочний) тур 2011 год. 9 класс Задания выполняют ученики, которые перешли в 9 класс (также данное задание могут выполнять ученики 5-8 классов). Работы учеников, которые перешли в 10-ый, 11-ый классы, не принимаются. Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего парома который чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды влача за собой огненную искристую полосу света. В веселом «Этимологическом словаре» Б.Ю. Норманна есть такие толкования слов: «беспечность – отсутствие в квартире печки», «земляк – червь», «проигрыватель – игрок-неудачник». Как вы объясните, почему возможны такие шуточные толкования? Попробуйте сами дать шуточные толкования следующим словам: дерюга, днище, изверг, каналья, сморчок. А что означают эти слова на самом деле? 6. Эпидейктическая речь – речь торжественная, воодушевляющая, хвалебная. Разновидностями этого риторического жанра являются всем вам хорошо знакомый комплимент, тост, юбилейная речь.Помните «Хвалебную песнь», сочиненную Вини-Пухом в честь Пятачка? Или «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского? Хвалить можно не только человека, но и неодушевленные предметы, явления – обычно науку, область знания или какое-либо общее дело, которое связывает, объединяет людей. Напишите похвальную речь, обращенную (на ваш выбор) к семье, к другу, к учителю, к предмету, к школе, к городу, к странСоблюдайте «законы жанра»: не бойтесь перехвалить предмет своей речи; используйте приемы усиления и преувеличения, сравнения и эпитеты, риторические обращения и восклицания. Вы можете сочинить свою речь в жанре оды или комплимента, подражая поэзии трубадуров, или в шутливо- юмористической манере, в стихах или в проз1.Проанализируйте стихотворение.Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признает, что мир слышал ее «тысячу раз»? Ответ дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам знаний теории и истории литературы. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения:.С.Пушкин «Медный всадник», М.Ю.Лермонтов «Демон», Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Слово о полку Игореве» (М.Врубель,.Фаворский,.Бенуа,.Агин). Объем письменного ответа не менее 150 слов. 15 б. ^ Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины Управление образования и науки Одесской областной государственной администрации Одесский областной институт усовершенствования учителей Всеукраинская Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе ^ І (заочний) тур 2011 год. 10 класс Задания выполняют ученики, которые перешли в 10 класс (также данное задание могут выполнять ученики 5-9 классов).

Работы учеников, которые перешли в 11-ый класс, не принимаются. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат который царевич помнил еще до Полтавского сражения с тою же заплатою более яркого цвета на месте прожженном трубкою шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами от одной из них сломанной осталась только половинка он узнал ее и сосчитал как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца она была шестая снизу исподнее платье из грубого синего сталида серые гарусные штопаные чулки стары стоптанные туфли.

Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубашка»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. 3. Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Верна ли эта формула? В каких случаях? Обоснуйте свое мнениПриведите примеры. Проанализируйте стихотворение М.Цветаевой «Окно». В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения: Ф.М.Достоевский «Белые ночи», Л.Н.Толстой «Воскресенье»,.Н.Островский «Снегурочка», Н.В.Гоголь «Ревизор» (В.Васнецов, М.Добужинский, П.Боклевский, Л.Пастернак). Укажите названия картин. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Литература и кино: итоги и прогнозы сосуществования в современном культурном пространстве» На судне все разделяли это мнение и один из пассажиров человек склонный к философским обобщениям и политической шутливости заметил что он никак не может понять для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места от чего конечно происходит убыток казне на их провоз тогда как тут же вблизи столицы есть на Ладожском берегу такое превосходное место как Корела где любое вольномыслие не может устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей скупой природы. Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубашка»), сущность и явление(«Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие (Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обуславливается тесной, неразрывной связью ее смысла и всех ее формальных признаков». Проанализируйте стихотворение.Маяковского «От усталости». Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении? 4.В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения:.Блок «12»,.Твардовский «Василий Теркин»,.С.Пушкин «Евгений Онегин»,.Маяковский «Про это» (А.Родченко, Н.Кузьмин, Ю.Аннеков, О.Верейский). Олимпиада по русскому языку 9 класс, задания с ответами.

На уроках русского языка в 9 классе изучаются сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, сложные предложения с разными видами связями. Отдельное внимание в программе для девятиклассников уделяется развитию речи, повторению орфографии. Материалы этих тем используются при составлении заданий для проведения олимпиады по русскому языку. Сложность таких заданий может различаться от средней, до повышенной, а значит готовиться к олимпиаде нужно заранеНиже вы найдете примеры олимпиадных заданий для 9 класса с правильными ответами. Использовав приведенные задания можно провести пробную олимпиаду на уроке или потренироваться самостоятельно во внеурочное время. Скачайте задания, заполнив форму! Тестовые задания. Если в предложении два и более придаточных разного типа присоединяется к одному главному, то это А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением. Б) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. В) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением Г) Предложение с разными типами связи. Д) Бессоюзное предложениСхема предложения. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины. А) [ ], () Б) (), [ ], () В) [ ], (), () Г) [ ], (), (), (). Д) (), [ ]. Количество пропущенных знаков препинания.

Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.

А)2 Б)5 В)3 Г)4 Д)Косвенная речь – это А) Чужая речь, переданная в измененной формБ) Речь двух или нескольких людей.

В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений. Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения. Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. А) Чего она мне нервы мотает? Б) По дому плавали запахи и крики. В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

Укажите ошибочное суждениА) В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдыБ) В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв. В) В слове ХЛЕБ последний звук [п]. Г) В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц]. Открытые вопросы. Вопрос 1 Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог. Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

Вопрос 2 В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним? Вопрос 4 Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается? Так спросил у озорного Кота Васи я: – Что же значит это слово: Ка-та-ва-си-я? Кот весьма любезен был – Объяснил наглядно: Всю посуду перебил И спросил: – Понятно? Вопрос 5 Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным: [шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’]. Творческие задания. Задание 1 Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры. Задание 3 Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать. Задание 4 Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра. Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки. Задание 5 Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки: Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Ответы на тесты. Ответы на открытие вопросы. Ответ на вопрос 1: Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар. Ответ на вопрос 2: валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный Ответ на вопрос 3: Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой. Ответ на вопрос 4: Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов. Ответ на вопрос 5: Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус]. Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’]. Ответы на творческие задания.

Пример ответа на творческое задание №1: Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы. Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

Пример ответа на творческое задание №2 Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т Пример ответа на творческое задание №4 Утро на ферме Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды.

В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки. Пример ответа на творческое задание №5 Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают. Олимпиада по русскому языку. Школьный этап. 5-9 классы. В работе собраны материалы для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для учащихся 5-9 классов. Просмотр содержимого документа «Олимпиада по русскому языку. 5-9 классы» Задание Расставьте ударения в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, завидно, средства, километр. Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы. Задание 9. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: Солнце закрыло облако.

На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора По 1 баллу за каждое предложениВсего 3 балла. 9. 3) порыв вырвался; 6) из-за вершин; 7) вырвался и закружил; 3 балла + по 1 баллу за объяснение каждого случая. Всего 6 баллов. У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (- оро — и — ра -; — оло — и — ла -; — ере — и — ре -). Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла запятая, во втором – нет. Объясните пунктуацию в придуманных вами предложениях. 6.Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не знаю, сколько времени. 4) Я давно не видел её. 5) Каждый знает, что нужно уважать не только себя, но и других людей. 6) Самому стало совестно. 7) Это был самый прекрасный день в её жизни. Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (от конец при помощи приставки и суффикса), ден-ёч-ек-□ (от денёк при помощи суфф. –ек-), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов). Лишнее слово свадьба, т.к. в нём не происходит озвончения, как в остальных словах. 1 балл за слово. 1 балл за объяснениВсего 2 балла. Сложное, состоит из 2-х простых предложений.

Простое с однородными членами. По 1 баллу за предложени1 балл за объясненивсего 4 балла.

1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни. Найдите словосочетания, в которых прилагательные темный и светлый употребляются как антонимы. Отдельно выпишите сочетания, не входящие в пары, дайте пояснения. Темные глаза, темная полоса жизни, темный смысл, темное население, темные делишки, светлые волосы, светлый ум, светлое будущее, светлая личность, светлый месяц, светлый ручей. Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога. партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя. 8. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна. Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и всНу, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять. Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обидДо известных пределов, конечно. Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему « Обида обычно лежит где-то низко» (Д.С.Лихачев), в котором должно быть представлено ваше понимание смысла вынесенной в заглавие цитаты. г) Везти – перемещать, доставлять куда-нибудь на себВести – помогать идти, сопровождать.

(Словарь русского языка.С Ожегов, 1994 г.). ОцениваниЗа правильное указание на отсутствие орфографических ошибок – 1 балл. За верную формулировку лексического значения каждого слова – по 0,5 балла. Лишнее слово подъемник, так как оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

1 Балл +1 балл за объяснени4). Темные делишки (‘непорядочные, неблаговидные, сомнительные, низкие’) – светлая личность (‘обладающая высокими моральными качествами, благородная, возвышенная’). 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени. 10. Когда к ней не придёшь, она недовольна (девочка недовольна только тогда, когда к ней не приходят). Когда к ней ни придёшь, она недовольна (девочка всегда недовольна): по 1 баллу за каждое предложение и объяснение (всего 2 балла). пожалуйста – на базе словосочетания пожалуй, старая, в которое входил глагол пожаловать и субстантивированное прилагательное старая; Публицистический стиль. Аргументация должна быть связана с указанием: 1) на его функцию – текст создан с целью воздействия на читателя и приобщения его к позиции автора; 2) на ведущие стилистические особенности языка (оценочная лексика, отвлеченная лексика, прямое обращение к адресату – вы, простота синтаксического строя, вопросно-ответная организация речи). ОцениваниПравильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Тип речи – рассуждениЕго цель – развить и доказать тезис о неконструктивности обиды как помехи для правильного поведения человека. Яркие приметы рассуждения – отвлеченная лексика, «личное» наблюдение автора (допустим, конечно, вобщем-то); использование форм настоящего вневременного. Имеется обобщенно-характеризующее положение (Излишняя обидчивость – признак недостатка ума) и его детализация, развитиОцениваниПравильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Заглавие – важный идейно-тематический и структурно-композиционный компонент текста. Поэтому менее удачными будут заголовки, в которых нет «намека» на идею (например, «Обида», «Обидчивость»); более удачными — заголовки, в которых «сквозит» идея: Когда можно обижаться, Обижаться следует далеко не всегда, Как ответить на обиду с достоинством и т.п.

ОцениваниЗаглавие приведено – 1 балл, приведено удачное заглавие – 2 балла. Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст, определенного жанра (эссе, заметка и др.) (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции академика.С.Лихачева, сформулированной в заглавии сочинения (и в данном для анализа тексте). Олимпиада по русскому языку в 9 классСодержимое разработки. Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква?

Какова её судьба в нашей письменности? Озаглавьте текст. озеро Кочки кап. ли тёплые звёзды. В хл. вах чу…твуя пр. бл. жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш. м воздухе (не,ни)слышно н. сились л…туч. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л. гушки. Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить. Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость. Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу. Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины. Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт. Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа. Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла. Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент. Пели вторые петухи. СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть. 2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма.Ф.Богдановича «Душенька» 3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щитСлово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.) Нашла коса на камень.

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах») Включишь, клубы пыли — сельские клубы, мастерски, положить, упрочение; апартаменты, двоюродный, медикаменты, откупорить, понял, статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог, ходатайствовать, шприцы; лавровый венок — лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка, хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор, столяр, языковые законы — языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен. Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский — героический; абонент – абонемент; хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести — занести. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход. В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, — сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившеНа примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста). Русский язык 9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год.

СодержаниЗадание № 1 (8 баллов) Что означает слово цка? Подтвердите свою гипотезу, основываясь на знанияхо характере фонетических процессов в русском языке, артикуляции звуков изнаниях об исторической фонетике русского языка. Модель ответа и критерии. В слове дъска (доска) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпалгласный Ъ (1 балл), в результате чего стала возможна регрессивная (0,5 балла)ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (0,5 балла).

Получившееся сочетание [тс] очень похоже на аффрикату (0,5 балла) [ц] (0,5 балла), содержащую каксмычку (0,5 балла), так и щелевой (0,5 балла) (фрикативный) элемент. Задание № 2 (2 балла) Пролетело счастья время, Как, любви не зная бремя, Я живал да попевал, Как в театре и на балах, На гуляньях иль в воксалах Легким зефиром летал. Задание № 3 (16 баллов) Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо,восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дарБожий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю формув языке-источникПо-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава). По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса). По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».

Задание № 4 (9 баллов) Предположим, что слова дядя, сбруя – это деепричастия несовершенного вида настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и третьего лица единственного числа настоящего времени от этих деепричастий? Пример выполнения задания : от слова молодая – молодать (0,5 балла) и молодает (0,5 балла), по аналогии с холодать – холодает (0,5 балла). дядить (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с заводить – заводит (0,5 балла); дядеть (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с глядеть – глядит (0,5 балла); дясти (дясть) (0,5 балла) и дядёт (0,5 балла), по аналогии с красть – крадёт, вести – ведёт (0,5 балла); дясть (0,5 балла) и дяст (0,5 балла), по аналогии с есть – ест (0,5 балла). сбровать (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с рисовать – рисует (0,5 балла); сбруть (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с дуть – дует (0,5 балла). Задание № 5 (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранныхязыков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных нижесловах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –ложный)). Объясните выбор проверочного слова. бАллада – бал (из франц. яз., в котором ballade – «стихотворение, которое произносят танцуя») («танец», суф. производного от balar «танцевать»); Задание № 6 (8 баллов) Приведите по одному примеру на следующие модели словосочетаний (порядок следования компонентов надо соблюдать, жирным курсивом выделено главное слово): существительное + наречие, связь примыкание; существительное + прилагательное, связь примыкание; простое количественное числительное, имеющее род + существительное,связь согласование; простое количественное числительное, не имеющее рода + существительное, связь согласование; простое количественное числительное + существительное, связь управление; прилагательное + существительное, связь управление; существительное + глагол, связь примыкание; глагол + глагол, связь примыканияйцо вкрутую (1 балл); цвет хаки (1 балл); один стол или двум столам (или в род., дат., вин. одуш., твор. и предл. пад.)(1 балл); тремя четырьмя пятью и т.

п. столами (или в род., дат., вин. ипредл. пад.) (1 балл); два три четыре стола // пять столов (в им. или вин. неодуш. пад.) (1 балл); полный надежд (1 балл); желание петь (1 балл); заставить уйти (1 балл). Задание № 7 (4 балла) Kdo je ta žena? – Kdor drugim jamo koplje, sam vanjo pade. Кто эта женщина? – Кто другим яму копает, сам в неё падает. Kaj ropota pred vrati? – Kar seješ, to boš žel. Что стучит перед дверями?

– Что сеешь, то будешь пожинать. Iz kakšnega blaga je tale obleka? – Kakršno delo, tako plačilo. Из какого (по качеству) материала это платье? – Какая (по качеству) работа, такая и плата. Do kolikšne visine se bo vzdvignilo letalo? – Nagrado so dobili tolikšno, kolikršno so zaslužili. До какой (букв. «сколькой») высоты поднимется самолёт? – (Они) получили такую (букв. «столькую») награду, какую (букв. «сколькую») заслужили. Разница в том, что в русском языке вопросительные и относительные местоимения никак не различаются с точки зрения грамматических форм (1 балл) и лишь контекст даёт понять, в какой функции они употребляются (1 балл). А в словенском языке, как видно из примеров, относительные местоимения образованы от вопросительных с помощью элемента -r- (kdo – kdor, kaj – kar, kakšnega – kakršno, kolikšne – kolikršno) (1 балл) и функционируют только как союзные слова в сложных предложениях (1 балл). Задание № 8 (9 баллов) Первая группа. Вторая группа. В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с творительнымпадежом (2 балла), схожие по значению, в общем виде подходящие подзначение образа действия (1 балл). Но есть и семантическое различие (1 балл). Во второй группе творительныйпадеж выражает значение инструмента (2 балла), а в первой группе – то, чтоможет быть описано как значение средства, материала (2 балла). Различиезаключается в том, что в процессе действия средство расходуется (1 балл). Задание № 9 (6 баллов) Задание № 10 (4 балла) Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII.). И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и неможаше никако болѣзни тоя возвратити. Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»? Что значит «возвратити тоя болѣзни»? Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному современному русскому слову. Под «лѣчебными пригодами» имеются в виду различные лечебные средства, то, что может пригодиться (пригождается) в лечении (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). «Возвратити тоя болѣзни» – значит обратить, повернуть болезнь назад, вспять, к выздоровлению (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). Задания с ответами» Олимпиада по русскому языку в 9 классе».В. Каждый тоскует о том, что он не имеет или потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного. В каждом из данных предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Попробуйте определить, что это за существительноГ. Перед ней стоят или ее выдвигают, ее можно затрагивать и на нее указывать, ее решают и ставят, или она встает сама. Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются. Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то – его добиваться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведенном отрывке из романа «Евгений Онегин».

Объясните значение выделенного слова. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось простым занятием, почти что бездельем. Так и появился в русском языке фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает. Подберите синонимичные фразеологизмы. Замените подчеркнутые слова из правого столбика синонимами из левого столбика и запишите полученные словосочетания согласно правилам орфографии и грамматики. 7. Сделайте «подстрочный перевод» четверостишия из поэмы.С.Пушкина «Медный всадник», расставьте знаки препинания, подчеркните члены предложения. О чем идет речь в этом отрывке? 1Коля получил задание: выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения.

Вот как он это сделал. Прав ли Коля? Сформулируй ответ в 2-3 предложениях. Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго – развязку отношений. Все герои – офицеры в отставкВ черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудных обстоятельствах. А. Он посоветовал журналисту написать статью о том, что вызывало бы удивление и привлекало внимание.(Грамматическая ошибка. Указательное слово то требует употребления в местоименно-соотносительном придаточном союзного слова что, а не которое, так как придаточное отвечает на вопрос «про что именно?», а не «про какое?». Кроме того, с существительным статья стилистически более корректно употреблять предлог о, а не про.) В. Каждый тоскует о том, чего он не имеет, или о том, что потерял, но забывает о том, что он имеет или получил вместо утерянного.(Грамматическая ошибка. Союзные слова управляются глаголами и должны ставиться в верных падежах. Не имеет (чего?) – глагол требует родительного падежа, потерял (что?) – требует винительного, эти глаголы не могут иметь общего дополнения.) Г. Вопреки неблагоприятной метеорологической сводке, мы решили продолжать поход.

(Грамматическая ошибка. Предлог вопреки употребляется с дательным падежом существительных.) С утра было холодно и ветрено, и Серафима Петровна на дела теплую кофту и завернулась в пуховый платок. (Речевая ошибка. Слово одеть значит покрыть одеждой кого-то, не себя. На себя вещи надевают.) Первое предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным; второе – простоОдносоставное, безличное, осложненное вводным словом. Отсутствие союза во втором предложении разрушает подчинительную связь слова кажется с остальными словами (кажется что?) и переводит его в разряд вводных. Пушкин в этом отрывке говорит о том, что современные ему светские женщины не владеют нормами русского литературного языка, делая грамматические ошибки и используя галлицизмы – слова и выражения, заимствованные из французского языка. Однако автор «Евгения Онегина» не высказывает возмущения по этому поводу, наоборот: «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — признается он чуть вышВознесся. Если сравнить эту форму мужского рода с формами женского и среднего, а также с формой множественного числа (воз+нес+л+а+сь – воз+нес+л+о+сь – воз+нес+л+и+сь), обнаруживается значимое отсутствие суффикса прошедшего времени и окончания: воз+нес+ǿ+ǿ+ся. Звук – это элемент произнесенного слова, а буква – элемент написанного слова. Произнесение слова тир можно представить [т’ир].

Таким образом, в предложении [т’ ] не встречается ни разу; [и] – три раза; [р] – один раз. Данные слова не являются однокоренными. К однокоренным со значением «нестись, передвигаться по воздуху» относятся слова летят, перелетные, улетать. Слово лето обозначает «самое теплое время года, следующее за весной». Поэма (от греческого poiema – творение) – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов – лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

самостійна робота паралельність прямих і площин у просторі

правила безпеки під час проведення дослідів з природознавства у початкових класах

географія 7 клас практикум кобернік гдз